кафедра. арсенал

Этические кодексы в университетах: что и как они регулируют?

DOI 10.22394/2078−838Х−2021−1−88−98
Оксана Викторовна Дремова
аналитик Института образования НИУ ВШЭ (101 000, РФ, Москва, ул. Мясницкая, 20).
Сауле Каэржановна Бекова
PhD, научный сотрудник, Институт образования НИУ ВШЭ (101 000, РФ, Москва, ул. Мясницкая, 20).
Статья представляет анализ опыта приемной кампании в 10 класс Лицея Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) в 2020 году в ситуации ограничений из-за пандемии COVID-19, исключающих возможность иного проведения вступительных испытаний, кроме дистанционного. Особое внимание уделено русскоязычной части устного собеседования, выстроенного по специально разработанной методологии проверки эрудиции, навыков аналитического и критического мышления и способности к открытой философской дискуссии.

Цель: анализ опыта проведения приемной кампании для нахождения наилучших критериев и методов отбора абитуриентов для обучения в Лицее.

Методология и методика исследования: статья представляет собой практико-ориентированное исследование (Case Study), состоящее из постановки задачи, практического решения и анализа полученного опыта.

Результаты: в статье описаны дискуссионные проблемы отбора контингента в селективные школы и попытка их решения.

Научная новизна статьи заключается в уникальности описанного кейса и степени его проработки.

Полученные результаты могут быть использованы при организации вступительных испытаний на аналогичные профили в старшей школе.


Ключевые слова
Приемная кампания, вступительные испытания, селективные школы, дистанционные технологии образования, философия в школе, критическое мышление, логика в школе, теория познания, практическая философия.
Аннотация
Этические проблемы в вузах все чаще освещаются в российских СМИ и активно обсуждаются в университетском пространстве. Исследователи отмечают, что этическое регулирование в российских вузах сегодня не является развитым и эффективным. В такой ситуации крайне актуальным может стать изучение опыта зарубежных вузов, которые гораздо раньше начали процесс разработки этической инфраструктуры. В данной работе авторы проанализировали этические кодексы ведущих мировых вузов и систематизировали информацию об объектах, способах и процедурах этического регулирования в университетах. Результаты работы могут послужить основой для создания этических кодексов, которые наилучшим образом будут соответствовать миссии, целям и задачам конкретного университета. Результаты также могут использоваться для дальнейшего исследования формирования и развития этического регулирования в российских вузах.


Ключевые слова
Этические кодексы, этическое регулирование, этические проблемы, академическая этика, университет.
Введение
Если этическое регулирование научных исследований имеет давнюю историю, то вопросы создания этической инфраструктуры в университетах начали активно обсуждаться только в конце ХХ века (Schwartz, 2005), а сами этические кодексы в вузах стали широко вводиться только в начале ХХI века (Couch & Dodd, 2005; Romani & Szkudlarek, 2014). Сегодня большинство ведущих университетов мира имеет успешно внедренные этические кодексы (Корчагина, 2017).

Толчком для их внедрения послужила серия громких скандалов в университетской среде (Kelley, Agle, & DeMott, 2005). Эти кейсы касались в первую очередь мошенничества в исследовательской деятельности. Так, в 2004 году произошел скандал, связанный с разоблачением фальсификации данных в исследовании, опубликованном сотрудником медицинского факультета больницы Святой Марии (сегодня — Имперский колледж Лондона, Школа медицины), причем ученый принял крупную сумму от лиц, заинтересованных в получении определенных результатов (Triggle, 2010). Вслед за этим в первые полтора десятилетия XXI века этические кодексы были приняты в большинстве ведущих вузов мира: Калифорнийском технологическом институте (2002), Университете Беркли (2005), Швейцарской высшей технической школе (2007) и проч.
Типичные примеры академических проступков — это плагиат, списывание, подделка документов

Еще одним поводом для активного развития и принятия кодексов в университетах послужило то, что неформальные правила, которые регулировали поведение сотрудников университетов на протяжении длительного времени, уже не подходили для крупных университетов со сложными организационными структурами, где работает и учится большое количество сотрудников и студентов. Кроме того, изменились правила приема в университеты, образовательные модели обучения, источники финансирования как образовательного процесса, так и исследований, и все это требовало новых ориентиров и способов регулирования (Mion & Bonfanti, 2019).

В целом принятие кодексов в университетах было направлено на достижение нескольких целей (Schwartz, 2005; Mion & Bonfanti, 2019):

  • менеджериальная (кодексы как еще один механизм управления внутренними процессами университета, инструмент разрешения внутренних конфликтов и т. д.);
  • ценностно-нормативная (кодексы как ориентир для поведения сотрудников и студентов, способ донесения, формирования и обновления целей, ценностей и миссии университета);
  • сигнальная (формирование имиджа университета, налаживание взаимодействия с внешней средой).
В конечном счете достижение этих целей должно было привести к повышению качества образования, проводимых исследований и университетской среды, а также улучшению позиций самого университета.

Работа по формированию этической инфраструктуры в университетах ведется по нескольким направлениям: разрабатываются и внедряются этические кодексы, формируются этические комиссии и лаборатории, исследующие проблемы этики, проводятся этическое консультирование и экспертиза, а также создаются курсы и семинары по этике для студентов. В данной работе мы проанализируем лишь один аспект этой деятельности ведущих вузов мира — этические кодексы. Под этическими кодексами в данной работе понимаются университетские документы по этическому регулированию (codes, policies, regulations, statutes и т. п.). Анализ того, какими бывают кодексы, на что они направлены, какими бывают объекты и инструменты этического регулирования, может быть полезен для исследователей и практиков в сфере высшего образования в России. Российские исследователи отмечают, что система этического регулирования в вузах в России находится на начальных этапах своего развития. Лишь небольшая часть вузов разработала или только начинает разрабатывать этические кодексы (Еременко, 2019). Опыт зарубежных университетов может послужить хорошим основанием для принятия решений в этой сфере.
Методы и данные
В ходе работы была проанализирована информация, размещенная на сайтах ведущих университетов мира. Выборка была основана на данных международного рейтинга THE World University Rankings 2020. К вузам применялись следующие критерии:

(1) положение в рейтинге;
(2) географическое положение.

В работе также представлены университеты Восточной Европы и Южной Америки, которые пока не входят в топ-100 ведущих вузов мира.

Таким образом были отобраны университеты Европы (Великобритания, Франция, Германия, Испания, Финляндия, Латвия, Литва и Эстония), Северной Америки (США), Южной Америки (Мексика и Чили) и Азии (Сингапур и Гонконг). Полный список университетов и ссылки на этические документы — в Приложении 1.
Университеты Великобритании и США являются лидерами по количеству действующих этических документов
На некоторых сайтах университетов либо не было информации о кодексах, либо она имелась только на национальном языке (отличном от английского). Такие университеты исключались из дальнейшего анализа. В результате было отобрано 20 университетов, этические документы которых были изучены для ответа на следующие вопросы:

  • какими бывают типы этических кодексов?
  • что регулируют эти документы?
  • каким образом осуществляется регулирование?
Какими бывают этические кодексы?
Изученные этические документы можно разделить на несколько типов по разным основаниям. Во-первых, кодексы различаются между собой по степени детализации и по количеству действующих документов: в ряде вузов разработаны и приняты единые кодексы для всех групп и ситуаций регулирования, в других вузах действует система кодексов для разных групп.

Кодексы первого типа являются едиными для всех членов университетского сообщества и предполагают, что все студенты, преподаватели и другие сотрудники университета будут им следовать. Такие кодексы приняты в Национальном автономном университете Мексики, Калифорнийском технологическом университете, Стэнфордском университете и других. Обычно единый кодекс представляет собой документ небольшого размера, где описаны общие принципы, которым следует университет, без какой-либо детализации. Однако отсутствие детализации и перечисление только общих положений приводит к тому, что для решения возникших вопросов члены университетского сообщества должны обращаться к другим документам.
Вторая группа университетов создает отдельные этические кодексы для студентов, преподавателей и других сотрудников; кодексы, в свою очередь, могут подразделяться на отдельные документы, посвященные различным вопросам. Такие кодексы приняты в Университете Оксфорда, Университетском колледже Лондона, Массачусетском технологическом институте и других. Кроме того, в таких университетах существуют локальные кодексы факультетов.

Университеты Великобритании и США являются лидерами по количеству действующих этических документов, очень детально регламентирующих возможные этические проблемы и пути выхода из них. Плюсами подхода этих университетов являются проработанность процедур решения различных ситуаций и широкий охват возможных объектов этического регулирования. Однако в совокупности такие кодексы представляют собой большой набор различных документов, ознакомление с которыми требует значительных усилий, что может затруднить ориентацию в документах и их использование.
Задача университетского регулирования заключается не только в перечислении запрещенных действий
Также кодексы различаются по степени обязательности к исполнению. В некоторых университетах кодексы соответствуют «ценностному» подходу (Rezaee, Elmore, & Szendi, 2001), являясь инструментом формирования ценностных установок у всех членов университетского сообщества и не подразумевая процедур и санкций (Калифорнийский технологический университет, Технологический университет Наньян). Положения в таких кодексах имеют рекомендательный характер и выступают в качестве ориентира в поведении.

В других же вузах кодексы соответствуют «карательному» подходу (Rezaee, Elmore, & Szendi, 2001), а их положения носят обязательный характер (Университет Помпеу Фабра, Университет Аалто). В таких кодексах подробно прописаны права и обязанности сотрудников / преподавателей и студентов, а сами этические кодексы становятся частью административной системы управления, в которой они являются одним из инструментов контроля и воздействия на сотрудников и студентов.
Что регулируют университетские этические кодексы?
Несмотря на то, что этические кодексы в разных университетах различаются, все они отвечают на ряд базовых вопросов. Рассмотрим те из них, которые встречаются практически во всех изученных этических университетских кодексах.
Исследовательская этика

Этот вопрос исторически одним из первых подвергся этическому регулированию. Все изученные университеты включают в свои кодексы вопрос исследовательской этики. При этом чаще всего кодексы аккумулируют общие принципы научной деятельности:

  • ответственность: соблюдение высоких стандартов проведения исследований, ответственность за результаты своих действий (Университет Оксфорда, Имперский Колледж Лондона, Калифорнийский технологический институт);
  • честность: прозрачность в организации исследовательской деятельности, признание ошибок, честность в экспертных обзорах, научных оценках и рекомендациях (Калифорнийский технологический институт, Мюнхенский технический университет);
  • уважение к жизни и закону: непричинение вреда участвующим в исследованиях людям, животным, обществу и окружающей среде (Университетский колледж Лондона, Имперский Колледж Лондона, Латвийский университет, Университет Тарту, Вильнюсский университет);
  • хранение данных: используемые методы, безопасность, конфиденциальность данных (Гейдельбергский университет, Гонконгский университет науки и технологии);
  • распространение результатов исследований: открытое информирование о результатах исследований, свободный обмен информацией (Университет Оксфорда, Латвийский университет, Гейдельбергский университет);
  • мотивация к исследованию: исследования проводятся в соответствии с ценностями научного поиска и академической свободы (Политехническая школа Парижа).
Чаще всего принципы проведения исследований включаются в единый этический кодекс вуза (Имперский Колледж Лондона, Университет Аалто), однако некоторые университеты создают отдельные документы, регулирующие этическую составляющую исследовательской деятельности (Университет Оксфорда, Стэнфордский университет).

Во многих этических кодексах есть отдельное положение о конфликте интересов в исследовательской деятельности (Гарвардский университет, Университет Аалто). Конфликты интересов чаще всего связаны с ситуациями, когда обязательства сотрудника перед университетом могут быть скомпрометированы личной выгодой. Данному положению уделяется большое внимание, так как возникновение конфликта интересов может негативно повлиять на репутацию, финансовое положение и деятельность университета, как это случилось в Гарвардском университете. С 1992 по 1997 год действовал так называемый Гарвардский проект, который реализовывался в рамках программ международной помощи в процессах приватизации. Представители Гарварда оказывали консультационные услуги российскому правительству, участвовали в разработке законов и актов — и в то же время вкладывали деньги в определенные сферы бизнеса в России, причем свои личные вложения они скрывали. Эти действия привели к тому, что правительство США подало в суд на университет Гарварда и на его представителей из-за конфликта интересов. В итоге университет выплати л серьезный штраф (McClintock, 2006).
Свобода слова
Еще одним широко распространенным пунктом во всех изученных кодексах является свобода слова и выражения. Университеты провозглашают соблюдение этих свобод одной из своих миссий, базирующейся на принципах автономии и академической свободы. Однако у этого права есть ограничения: университеты призывают действовать в рамках законодательства, соблюдать законы о защите репутации, законы о национальной и общественной безопасности угроз и т. п. За нарушение законодательства со стороны университета может последовать дисциплинарное наказание.

Ряд университетов пытается контролировать высказывания студентов и сотрудников. От студентов и сотрудников ожидается, что они будут демонстрировать в своем поведении и высказываниях приверженность университету, его миссии и образу во внешней среде (Harris, 2009). Университеты при этом ограничивают места, где можно выражать свои философские, религиозные или политические убеждения. Так, Политехническая школа Парижа прописывает, что мнения могут свободно выражаться публично или в частном порядке во время мероприятий, которые разрешены и утверждены администрацией университета.
Академическая честность студентов
Еще один распространенный пункт во всех изученных кодексах — требование академической честности от студентов. Академическим проступком считается любая попытка студента получить преимущество нечестным путем (Имперский Колледж Лондона). Типичные примеры академических проступков — это плагиат, списывание, подделка документов.

Ответственность за подобные проступки лежит не только на тех, кто их совершил. Студенты, ставшие свидетелями академических проступков, обязаны сообщать о нечестном поведении других. В некоторых университетах при недонесении свидетель рассматривается как нарушитель (Наньянский технологический университет). Преподаватели, согласно кодексам, также должны серьезно подходить к случаям нечестного поведения студентов и применять к ним санкции.
Кодексы являются документами гибкими и меняющимися, открытыми для обсуждения и предложений
Наказания за нарушение требований академической честности в университетах разнятся. В Массачусетском технологическом университете последствия варьируются от требования переделать задание и пройти курс заново до отчисления из университета. В Стэнфорде стандартная санкция за первое нарушение включает в себя отстранение от обучения в университете на одну учебную четверть и 40 часов общественных работ. Кроме того, большинство преподавателей не засчитывают студенту курс, если в ходе его прохождения было совершено академическое мошенничество. В кодексах делается отдельный акцент на то, что наиболее важная цель санкций — это не наказание, а демонстрация важности соблюдения правил академической честности. Университеты пытаются как можно более полно информировать студентов о правилах честного поведения, об их важности и значении как для образования студентов, так и для университета в целом. В ряде университетов студенты обязаны пройти курс по академической честности (Университетский колледж Лондона, Калифорнийский технологический институт).
Неформальные отношения
Регулирование неформальных отношений в университете относится ко всему спектру личных отношений, не касающихся работы и учебы, между сотрудниками, а также между сотрудниками и студентами (включая аспирантов). Кодексы регулируют возникновение отношений, которые могут влиять на выполнение профессиональных обязанностей и несут риски нарушения ценностей университета, а также могут вести к использованию одной из сторон своей позиции и власти в корыстных целях.

При наличии родственных, дружеских, партнерских отношений сотрудники должны сообщить о возможном конфликте интересов руководителю своего подразделения или организации. Сексуальные и романтические отношения в большинстве изученных вузов запрещаются (в некоторых вузах используется формулировка «не приветствуются»). Запреты касаются ситуаций, в которых участники каким-то образом связаны в рамках работы в университете, и особенно когда они связаны иерархическими отношениями: например, сотрудник несет прямую ответственность или участвует в академических исследованиях и / или личном благополучии студента, или один из сотрудников находится в подчинении у другого, и т. д.
Зачастую запреты связаны с тем, что оценить степень добровольности вступления в эти отношения крайне тяжело в силу властной позиции одной из сторон. При этом ответственность за создание такой ситуации несет сотрудник, занимающий более высокую должность: именно он должен рассказать о ситуации и является основным ответчиком.
Харассмент
Особым пунктом регуляции в университетских кодексах является харассмент*. В определение харассмента входит большой список действий:

  • сексуальный контакт без согласия;
  • любые высказывания и замечания, оскорбляющие человека, в том числе в социальных сетях;
  • угрозы;
  • преследование и любые формы дискриминации (например, гендерное, расовое, по сексуальной ориентации и т. д.);
  • постоянная неконструктивная критика;
  • сверхнагрузка, с которой человек не сможет справиться;
  • публикация и распространение порнографических, расистских, гомофобных и других фото.

Каждое сообщение о харассменте влечет за собой расследование. Если факт нарушения правил поведения подтверждается, то студента отчисляют из университета, а сотрудника увольняют. При этом разбирательство следует в случае харассмента не только в университете, но и за его пределами. Если обвинения не подтверждаются, наказывается тот, кто инициировал разбирательство.
* Мы будем использовать в данном тексте кальку с английского языка, т. к. не смогли подобрать полноценный аналог этому слову в русском языке. Переводить «харассмент» как «домогательство» не вполне верно, т. к. домогательства являются лишь одним из аспектов харассмента.
Задача университетского регулирования заключается не только в перечислении запрещенных действий, но и в продвижении желательных образцов поведения. Многие кодексы включают в себя объяснения, как нужно себя вести.

Студенты и члены академического сообщества должны быть знакомы с политикой и правилами университета в вопросах харассмента и дискриминации. Университет со своей стороны обязуется предоставлять равные права при трудоустройстве независимо от каких-либо характеристик, обеспечивать прозрачность процедур назначения и продвижения по службе, основанных на уважении и достижениях индивида.
Как работают этические кодексы? Этическая инфраструктура вуза

Этический кодекс редко является единственным инструментом этического регулирования. Обычно в вузе создается целостная этическая инфраструктура, включающая в себя, помимо кодексов, и другие элементы:

  • миссии, уставы университетов, где также закреплены базовые нормы по ключевым сферам;
  • дополнительные документы (правила, гайдлайны, регламенты по отдельным вопросам, внутренние кодексы факультетов/департаментов);
  • этические комиссии — чаще всего занимаются рассмотрением вопросов исследовательской этики для предоставления сотрудникам и студентам официального подтверждения соответствия их исследования современным этическим нормам и стандартам;
  • должностные/ответственные лица — научные руководители, главы департаментов, деканы факультетов, к которым обращаются в случаях нарушения этических норм, принятых в вузе;
  • специализированные комитеты/органы по решению отдельных этических вопросов, например, связанных с академическим мошенничеством студентов;
  • консультационные центры, которые разъясняют студентам правила и регламенты, установленные в университете, помогают соблюдать требования при проведении исследований, а также оказывают психологическую помощь жертвам харассмента и расследуют случаи, когда сотрудник или студент подвергся домогательствам или дискриминации;
  • инструменты обратной связи — телефонные линии, формы обратной связи различного уровня;
  • центры по изучению этических проблем: проводят исследования, изучают нормативные документы, разрабатывают образовательные продукты по теме;
  • тренинги, семинары, лекции, курсы по этике.

Все эти компоненты представляют собой целостную структуру, направленную на формирование и поддержание честной академической среды, а также на достижение целей университета.
Информирование об этических кодексах
Первым шагом по распространению принятых в университете этических норм является информирование студентов и сотрудников. Распространение информации о наличии этического кодекса и необходимости следовать установленным в нем нормам и правилам происходит в университетах по-разному. Часть университетов предоставляет кодексы в печатном виде студентам при поступлении, а сотрудникам — при приеме на работу (Вильнюсский университет, Политехническая школа в Париже). Однако в большинстве университетов ознакомление с кодексами и другими нормативными документами является индивидуальной ответственностью каждого. Для этого кодексы и прочие нормативные документы размещаются в открытом доступе на сайтах университетов, а также на сайтах факультетов и департаментов.

В ряде университетов всех студентов первого курса обязательно информируют о положениях этического кодекса в рамках лекции или курса об академической честности, в частности, о недопустимости плагиата. В некоторых университетах также существуют специальные центры, одной из задач которых является консультирование студентов о правилах и регламентах, установленных в университете.
Реализация кодекса

Стандартная процедура предполагает, что при возникновении подозрений о нарушении положений кодекса или других документов по этическому регулированию студенты и сотрудники сообщают об этом, обращаясь:

  • к научному руководителю, главе департамента, декану факультета — в зависимости от ситуации;
  • в соответствующий центр, который аккумулирует обращения по этическим вопросам, но сам их не рассматривает;
  • через анонимный канал связи: это может быть горячая линия (Массачусетский технологический институт), веб-форма на сайте (Стэнфордский университет);
  • в этическую комиссию или соответствующий комитет.
Этическая комиссия — это наиболее распространенная форма сбора сообщений о нарушениях этических норм университета. Ее состав может быть выборным или частично выборным, назначенным ректором или другим ответственным лицом, она также может иметь или не иметь в своем составе студентов. В некоторых университетах существуют несколько этических комиссий, каждая из которых формируется внутри факультета (Вильнюсский университет). Кроме того, в ряде университетов в состав таких комиссий приглашаются внешние по отношению к вузу эксперты. Разнообразный состав комиссий поддерживают для того, чтобы избежать возможного конфликта интересов, а также чтобы представить различные точки зрения.
Приложение 1. Изученные университеты и документы
В комиссию может обратиться любой представитель университетского сообщества. Для этого обычно требуется подать заявление. В некоторых вузах существует не единая этическая комиссия, а система комитетов, каждый из которых рассматривает вопросы по отдельной теме. Так, в Университетском колледже Лондона существует специальный академический совет, куда обращаются в случае академического мошенничества студентов, и каждый случай разбирается отдельно.

Кроме того, в некоторых вузах существуют комитеты, анализирующие деятельность вуза в этической сфере. Эти комитеты по аудиту контролируют работу различных органов, отвечающих за решение возникающих этических проблем, собирают всю информацию о совершенных этических нарушениях и мерах, которые были приняты в каждом отдельном случае, а также уделяют особое внимание тому, как функционирует кодекс и на что нужно обратить внимание при его доработке.
Внесение изменений
Кодексы являются документами гибкими и меняющимися, открытыми для обсуждения и предложений. Они могут быть дополнены или изменены по инициативе сотрудников или студентов (Имперский колледж Лондона, Университет Латвии, Массачусетский технологический институт). Для этого студентам или сотрудникам нужно обратиться в этическую комиссию университета (Университет Латвии), в центральный секретариат (Имперский колледж Лондона) или в любой другой орган, отвечающий за реализацию кодекса.

Помимо этого, некоторые кодексы по правилам должны периодически обновляться. Так, кодекс Гейдельбергского университета пересматривается каждые три года. Отвечает за эту процедуру декан, решающий задачи, связанные с учебной и внеучебной деятельностью студентов, и курирующий вопросы интерпретации положений кодекса.
Заключение
В ходе представленного исследования были проанализированы кодексы поведения и другие этические документы, принятые в зарубежных университетах. Вопросы этического регулирования сегодня стали* активно обсуждаться в России. За последнее десятилетие многие российские вузы начали работу по созданию этических кодексов. Некоторые вузы не продвинулись дальше обсуждений, и кодексы в них так и не стали частью системы этического регулирования (например, проекты кодексов ДВФУ и СФУ), а в некоторых вузах они были разработаны и внедрены (например, в МГУ, ТПУ, ТюмГУ). При этом российские исследователи высказывают сомнения относительно эффективности существующих кодексов (Саввина, 2013):
(1) В российских университетах механизмы этического регулирования и этические кодексы подстраиваются под сформировавшуюся систему управления и организационную культуру вуза, хотя должно быть наоборот.

(2) Этический кодекс вуза может превратиться в карательный инструмент административной и образовательной систем.

(3) Сложившаяся организационная культура университета может противоречить правилам и нормам принятого этического кодекса.

(4) Принятые этические кодексы недостаточно детализированы и не затрагивают в полном объеме ценности и стратегии вузов.
В работе вузов по преодолению указанных ограничений могло бы быть полезным изучение опыта зарубежных университетов, тем более что практически все аспекты этического регулирования, затронутые в изученных зарубежных кодексах, актуальны для российских вузов сегодня. Так, освещение норм академической этики и донесение их до сотрудников и студентов могло бы стать одним из способов решения множества проблем, распространенных в российских вузах, как в учебной, так и в профессиональной деятельности. По результатам сравнительных исследований российские студенты чаще своих сверстников в западных вузах списывают и становятся свидетелями подобного поведения (Grimes, 2004), при этом они более лояльно относятся к академической нечестности (Радаев & Чириков, 2006). Среди российских исследователей также распространены практики нечестного поведения: публикации в хищнических журналах, некорректные цитирования и заимствования, публикация одного и того же материала в разных журналах, теневой рынок научных работ (Калимуллин, 2005; Диссернет, 2018).
Развитие этического регулирования в зарубежных вузах во многом было вызвано внешними по отношению к университетам силами: освещением громких случаев нарушений в СМИ, вызванным этим общественным вниманием, что обязывало вуз предпринимать шаги. Похожую ситуацию мы сегодня видим и в России, например, в отношении вопроса неформальных отношений в вузе, которые сегодня активно обсуждаются в связи с произошедшим* в СПбГУ, а также случаями неформальных отношений преподавателей со студентками (Заплетина, 2020). В России в вузах отсутствуют запреты на подобные отношения между сотрудниками, а также между сотрудниками и студентами, хотя Министерство науки и высшего образования после открытого письма** студентов МГУ выступило*** с заявлением о том, что близкие отношения между студентами и преподавателями недопустимы и наносят вред репутации российского образования. Создание этических кодексов или пересмотр существующих — один из вариантов ответа университета на происходящие нарушения. Отсутствие реакции от вузов не только создает небезопасную среду для учебы и работы в университете, но и сигнализирует о ценностях и нормах самого университета, о его отношении к происходящему.
Стоит отметить, что этические кодексы — это лишь один из шагов к решению этических проблем в университете, и одного принятия кодекса недостаточно. Необходимо выстраивание комплексной этической инфраструктуры вуза, которая может обеспечить своевременное информирование сотрудников и студентов о принятых в университете нормах, служить ориентиром в выстраивании и оценке собственного поведения и поведения окружающих, обеспечивать эффективные и безопасные для всех участников процедуры оценки и решения этических проблем.
Литература
  1. Брагинская, Н., Зенкин, С. (2015). Кодексы этики вузов: разбор полетов. Троицкий вариант — Наука. https://trv-science.ru/2015/12/08/kodeksy-etiki-vuzov-razbor-poletov/.
  2. Голубев, Е. (2016). Этические вопросы обсуждали вместе. spbu.ru. https://spbu.ru/news-events/krupnym-planom/eticheskie-voprosy-obsuzhdali-vmeste.
  3. Диссернет. (2018). Академическая этика и система научной аттестации в России: основные проблемы и предложения по их решению. http://wiki.dissernet.org/tools/Docs/doklady-disserneta-may-2018.pdf.
  4. Еременко, Т. В. (2019). Этическое регулирование работы студентов с информацией: сравнительный анализ практики вузов России и США. Научные и технические библиотеки, 11, 75−92. DOI: 10.33186/1027−3689−2019−11−75−92.
  5. Заплетина, Е. (2020). Домогательства и сексизм на филологическом факультете МГУ. Журнал ДОХА. https://doxajournal.ru/uni/harassment/msu_faculty_of_philology.
  6. Калимуллин, Т. Р. (2005). Российский рынок диссертационных услуг (начало). Экономическая социология, 6(4), 14−38.
  7. Корчагина, Е. В. (2017). Этические кодексы ведущих университетов мира: сравнительный анализ. Менеджмент XXI века: возможности и пределы преобразования университетов, 164−167.
  8. Назарова, Н. (2020). "Особые отношения". Как в российских вузах решают проблему домогательств и секса между преподавателями и студентами. BBC News. https://www.bbc.com/russian/features-52841601.
  9. Радаев, В. В., Чириков, И. С. (2006). Отношение студентов и преподавателей к наказаниям за плагиат и списывание. Университетское управление: практика и анализ, 4, 77−82.
  10. Саввина, О. В. (2013). Этическое регулирование в высшем учебном заведении и условия его эффективности. Философия и культура, 8, 1152−1163. DOI: doi.org/10.7256/1999−2793.2013.8.4826.
  11. DOXA. (n.d.). Открытое письмо. https://doxajournal.ru/uni/antiharassment_letter.
  12. HSE. (2020). Этический кодекс: обсуждение. https://www.hse.ru/our/news/363056964.html.
  13. Interfax. (2019). Обвиняемый в убийстве аспирантки доцент Соколов в суде. https://www.interfax.ru/photo/4627.
  14. Interfax. (2020). Минобрнауки осудило романы студентов с преподавателями. https://www.interfax.ru/russia/708873.
  15. Couch, S., Dodd, S. (2005). Doing the right thing: Ethical issues in higher education. Journal of Family and Consumer Sciences, 97(3), 20.
  16. McClintock, D. (2006). How Harvard lost Russia: The best and brightest of America’s premier university came to Moscow in the 1990s to teach Russians how to be capitalists. This is the inside story of how their efforts led to scandal and disgrace. Institutional Investor — New York, 40(1), 62.
  17. Grimes, P. W. (2004). Dishonesty in academics and business: A cross-cultural evaluation of student attitudes. Journal of Business Ethics, 49(3), 273−290.
  18. Harris, S. (May 27, 2009). The State of Free Speech on Campus: Caltech. Retrieved from https://www.thefire.org/the-state-of-free-speech-on-campus-caltech/.
  19. Kelley, P. C., Agle, B. R., & DeMott, J. (2005). Mapping our progress: Identifying, categorizing and comparing universities' ethics infrastructures. Journal of Academic Ethics, 3(2−4), 205−229.
  20. Mion, G., Bonfanti, A. (2019). Drawing up codes of ethics of higher education institutions: evidence from Italian universities. International Journal of Educational Management, 33(7), 1526−1538. DOI: 10.1108/IJEM-08−2018−0264.
  21. Resnik, D. (n.d.). Research Ethics Timeline. https://www.niehs.nih.gov/research/resources/bioethics/timeline/index.cfm.
  22. Rezaee, Z., Elmore, R. C., & Szendi, J. Z. (2001). Ethical behavior in higher educational institutions: The role of the code of conduct. Journal of business ethics, 30(2), 171−183.
  23. Romani, L., Szkudlarek, B. (2014). The struggles of the interculturalists: Professional ethical identity and early stages of codes of ethics development. Journal of Business Ethics, 119(2), 173−191.
  24. Schwartz, S. (2005). Ethics matters: Managing ethical issues in higher education. The Council for Industry and Higher Education, London.
  25. Triggle, N. (28 January 2010). Wakefield and autism: the story that will not go away. BBC News. Archived from the original on 3 February 2011.
University codes of ethics: what do they regulate and how?
Oksana V. DREMOVA
Аnalyst, Institute of Education, National Research University "Higher School of Economics" (20, Myasnitskaya ul., 101 000, Moscow, Russian Federation).
Saule K. BEKOVA
PhD, Research Fellow, Institute of Education, National Research University "Higher School of Economics" (20, Myasnitskaya ul., 101 000, Moscow, Russian Federation).
Abstract
Today, various issues related to ethics at the university are increasingly covered by the Russian media and actively discussed in the higher education sector. Researchers note that ethical regulation in Russian universities is not well developed and effective. Under such conditions, the study of the foreign universities' practices in developing the ethical infrastructure may be extremely relevant. In this paper, the authors have analyzed the codes of ethics of several world’s leading universities and systematized information on objects, methods and procedures of ethical regulation in universities. The results of this work may serve as a basis for developing codes of ethics that fit the mission, goals and objectives of a particular university in the best way possible.

Keywords: codes of ethics, ethics regulation, ethics issues, academic ethic, university.
References
  1. Braginskaya, N., & Zenkin, S. (2015). Codes of ethics of universities: debriefing. Troitsky variant — Nauka. Retrieved from link. (In Russian).
  2. McClintock, D. (2006). How Harvard lost Russia: The best and brightest of America’s premier university came to Moscow in the 1990s to teach Russians how to be capitalists. This is the inside story of how their efforts led to scandal and disgrace. Institutional Investor-New York, 40(1), 62.
  3. Couch, S., & Dodd, S. (2005). Doing the right thing: Ethical issues in higher education. Journal of Family and Consumer Sciences, 97(3), 20.
  4. Dissernet. (2018). Academic Ethics and the System of Scientific Attestation in Russia: the main problems and recommendations for their solution. Retrieved from link. (In Russian).
  5. DOXA. (n.d.). Public letter. Retrieved from link (In Russian).
  6. Eremenko, T. (2019). Ethical regulation of students' using information: The comparative case study of Russian and US universities. Scientific and Technical Libraries [Nauchnye I technicheskie biblioteki], 11, 75−92. DOI:10.33186/1027−3689−2019−11−75−92. (In Russian).
  7. Grimes, P. W. (2004). Dishonesty in academics and business: A cross-cultural evaluation of student attitudes. Journal of Business Ethics, 49(3), 273−290.
  8. Golubev, Е. (2016). Ethical issues were discussed together. Spbu.ru. Retrieved from link (In Russian).
  9. Harris, S. (May 27, 2009). The State of Free Speech on Campus: Caltech. Retrieved from link.
  10. HSE. (2020). The Code of Ethics: discussion. Rertrieved from link. (In Russian)
  11. Interfax. (2019). The accused in the murder of a graduate student associate professor Sokolov in court. Retrieved from link. (In Russian).
  12. Interfax. (2020). The Ministry of Education and Science condemned the novels of students with teachers. Retrieved from link (In Russian).
  13. Kalimullin, T. (2005). The Russian Market for Dissertation Services (the Beginning). Economic sociology, 6(4), 14−38. (In Russian).
  14. Nazarova, N. (2020). "Special relationship". How Russian universities solve the problem of harassment and sex between teachers and students. BBC News. Retrieved from link.
  15. Radaev, V. V., & Chirikov, I. S. (2006). The Attitude of the Students and the Faculty to the Penalties for Plagiarism. University Management: Practice and Analysis, 4, 77−82. (In Russian).
  16. Resnik, D. (n.d.). Research Ethics Timline. Rertrieved from link.
  17. Rezaee, Z., Elmore, R. C., & Szendi, J. Z. (2001). Ethical behavior in higher educational institutions: The role of the code of conduct. Journal of business ethics, 30(2), 171−183.
  18. Romani, L., & Szkudlarek, B. (2014). The struggles of the interculturalists: Professional ethical identity and early stages of codes of ethics development. Journal of Business Ethics, 119(2), 173−191.
  19. Savvina, O. V. (2013). Ethical Regulation in Higher Education and the Conditions for its Effectiveness. Philosophy and Culture [Philosophiya i Kultura], 8, 1152−1163. DOI: 10.7256/1999−2793.2013.8.4826 (In Russian).
  20. Schwartz, S. (2005). Ethics matters: Managing ethical issues in higher education. The Council for Industry and Higher Education, London.
  21. Triggle, N. (28 January 2010). Wakefield and autism: the story that will not go away. BBC News. Archived from the original on 3 February 2011.
  22. Kelley, P. C., Agle, B. R., & DeMott, J. (2005). Mapping our progress: Identifying, categorizing and comparing universities' ethics infrastructures. Journal of Academic Ethics, 3(2−4), 205−229.
  23. Korchagina, E. (2017). Ethical Codes of the World’s Leading Universities: a Comparative Analysis. 21st Century Management: Opportunities and Limits of University Transformation (pp. 164−167). Saint Petersburg: Herzen University. (In Russian).
  24. Mion, G., & Bonfanti, A. (2019). Drawing up codes of ethics of higher education institutions: evidence from Italian universities. International Journal of Educational Management, 33(7), 1526−1538. DOI: 10.1108/IJEM-08−2018−0264.
  25. Zapletina, E. (2020). Harassment and Sexism at at the Philological Faculty of MSU. Journal DOXA. Retrieved from link. (In Russian).
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!