дискуссия. из доклада

Невидимые лидеры сетевого мира. Цифровые граждане начинают и выигрывают

DOI 10.22394/2078−838Х−2021−1−29−32
Александр Асмолов
Доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Директор по гуманитарной политике Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119 571, Москва, пр. Вернадского, д. 82,).
Евгений Ивахненко
д. филос. н., заместитель директора Школы антропологии будущего РАНХиГС, профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (119 234, РФ, Москва, Ломоносовский просп., 27, корп. 4).
Тимофей Нестик
д. психол. н., ведущий научный сотрудник Школы антропологии будущего РАНХиГС, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии ИП РАН (129 366, РФ, Москва, ул. Ярославская, д. 13/1).
Галина Солдатова
д. психол. н., главный научный сотрудник Федерального института развития образования РАНХиГС, профессор факультета психологии МГУ им. Ломоносова (119 234, РФ, Москва, Ломоносовский просп., 27, корп. 4).
Аннотация
Перед вами — фрагменты доклада «Невидимые лидеры сетевого мира: цифровые граждане начинают и выигрывают» по проекту «Лидерский потенциал молодежи как ресурс общественного развития». Исследователи сосредоточились на потенциальном латентном лидерстве в контексте самоорганизации сложных систем.

Ключевые слова
Лидер, потенциальное лидерство, сетевая коммуникация, цифровая социализация.
Введение
В массовом сознании существует ряд клише и стереотипов, описывающих разные проявления лидерства как в современной культуре, так и в истории цивилизации. В частности, они означены в уже привычных концептах «властители дум» и «законодатели мод». Наше время подбросило в топку массового сознания классические характеристики лидерства, перекочевавшие из политологии, социологии и психологии. Так, о делении на формальных и неформальных лидеров знают даже школьники.
При этом недооцененной остается стратегия поиска лидерства, созданная Куртом Левиным уже на закате его интеллектуальной биографии в середине 50-х годов. Многие социологи и психологи помнят, что именно в это время Куртом Левиным был создан центр Групповой динамики. Но не все рефлексируют, что при разработке этого центра была спроектирована совершенно уникальная методология — Action research — исследование действием (Торберт, 2019; Гусельцева, 2020; Левин, 1946).
Методология «исследования действием» разительно отличается от многочисленных прямых процедур распознавания лидеров: рейтинговых методов, социометрии, референтометрии и др. Именно к последним нередко прибегают различные хэдхантинговые агентства, но разрешающая способность этих методов ограничена, так как они в основном располагаются в прокрустовом ложе прямых опросов. Все эти методологические процедуры, как правило, в фокусе своего внимания удерживают и зондируют актуальное лидерство, в том числе — лидерство организаций или личностей как владельцев «вчерашнего и сегодняшнего успеха». В каком-то смысле оно напоминает лидерство в продажах. При продажах сегодняшнего или вчерашнего успеха не столь важно, идет ли речь о «лидерах мнений», «лидерах изменений» или так называемых «трансформирующих» лидерах.
Наша же парадигма распознавания лидерства (см. Клод Леви-Стросс, 2016) — это парадигма потенциального лидерства, а не актуального. Она отличается особой методологией — методологией латентности (М. Гусельцева) и нацелена на распознавание тех лидеров, чьи действия направлены не на поддержание «успехов вчерашнего дня», а на не всегда заметное изменение текущей реальности. Левин, рассуждая о необходимости последовательного изменения культуры послевоенной Германии, писал: «Моисей вел детей Израиля через пустыню сорок лет, чтобы за это время перешло в иной мир поколение рабов, а оставшиеся в живых научились жить как свободные люди» (Левин, 2000, стр. 178). Анализ такого рода изменений возможен лишь при учитывании латентной составляющей перемен, к которой мы и обратимся.
«Латентных лидеров» иногда называют «скрытыми». Многих из них иногда путают с теми, кто во все времена носили маски серых кардиналов в мужском или женском обличии (Ришелье, мадам Помпадур, Суслов). Они, как правило, были идеологами и определяли смену политических режимов через трансформацию элит (см. теорию смены элит Вильфредо Парето). Но и концепция смены элит Парето, во-первых, ориентирована на поиск «успеха вчерашнего дня», а во-вторых, представляет, несмотря на все разговоры о лидерах «под маской», логику поиска лидеров под фонарем.
Мы сосредоточены на потенциальном латентном лидерстве в контексте самоорганизации сложных систем. Блестящие примеры такого лидерства и силы децентрализованных сетевых решений проанализированы в книге Ори Брафмана и Рода А. Бекстрема «Морская звезда и паук. Неудержимая сила организаций без лидеров» (Брафман, Бекстрем, 2003). Авторы описывают организацию работы, при которой «<…> С одной стороны, не было ни одного места, где бы принимались важные решения, но с другой, решения принимались повсюду» (Брафман, Бекстрем, 2003, стр. 28). Именно «гибкость, разделение власти и неопределенность» (там же) позволили в свое время отрядам апачей противостоять нападавшим на них испанцам, не имевшим возможности ответить на эту неопределенность.
Ключ к пониманию лидеров децентрализации и их потенциала — смена пространств принятия решений. В отличии от лидеров принудительных организаций, где лидер, как Монтесума или Сталин, находится во дворце или Кремле и наделен «властью социального тела», наделенный «властью примера» лидер децентрализации — подобно описанным в вышеупомянутой книге духовным и культурным лидерам апачей — используя «плавающий фокус», меняет пространство принятия решений.
В статье «Кто стоит у штурвала: борьба за волонтеров» (Асмолов, 2020b) ярко показано, что сегодня лидерство — это постоянная борьба вертикальных схем лидерства в персонализированных властных структурах и горизонтальных схем лидерства. Сегодня, в период Covid-а, феноменология потенциального сетевого лидерства в самоорганизациях выступает как наглядное подтверждение трансформации социальной реальности через действия.
Сетевое лидерство и стилистический разлом
Потенциальное лидерство, изучаемое в нашей работе, соприкасается с методологией «Сканирования горизонтов» (см. Асмолов и др., 2020). Сетевые лидеры сегодня имеют другую природу и другие имена. Ключевая характеристика сетевых лидеров может быть описана как спонтанная или целенаправленная поведенческая стратегия making events. Поэтому исследование стратегий сетевого лидерства — это изучение стратегий производства событий. Отсюда совершенно иные зоны рождения латентных лидеров, которые становятся все более и более явными, могут вспыхнуть где угодно и как магниты притягивают и конструируют новые сетевые структуры.
В роли мастеров производства событий сегодня зачастую выступают блоггеры (Юрий Дудь и др.) Сетевые блогеры могут быть расценены как современный вариант карнавальной культуры — они дразнят официальную культуру, противопоставляются ей, даже дают своим программам эпатирующие названиями вроде («Ещенепознер» и др.). По мнению Татьяны Алдошиной, возможно, стоит рассматривать взрывной рост блогерства как новый виток мифологического (по Р. Барту) переосмысления мира. Навязанная «мифология» масс-культуры, как официальной, так и неформальной, порождает запрос на собственный «миф» — наподобие водопада подросткового мифотворчества. Этому также немало способствует кинематографизация сознания и, пусть нечеткое, но фоновое осознание каждым себя как носителя мономифа (Дж. Кэмпбелл).
Другие примеры: песня группы Сплин о спасении России — «прилети и спаси нас, Гарри Поттер»; дискуссия Андрея Макаревича «Гарри Поттер нам не нужен»
Еще один совершенно новый феномен в производстве событий, наряду с феноменом блогерства, — омоложение лидеров в сетях. Если раньше детские и подростковые игры не оказывали серьезного влияния на массовую культуру, то сегодня они становятся инициаторами тектонических сдвигов. Так, платформа ТикТок выросла из подросткового сервиса Музикли с новой подростковой танцевально-музыкальной культурой — массовый жестовый интернациональный язык интерпретации популярных песен. Во все времена дети придумывали свои языки, но только сегодня они получили для этого интернациональную платформу, которая нивелировала страновые различия, а позже стала глобальным инструментом коммуникации. Популярные у подростков музыкальные направления (например, k-pop) отражаются в рекламе, рассчитанной на взрослых и задают магистральные эстетические тренды. Помимо этого, появляются системы, рассчитанные на вовлечение подростков в бизнес-проекты (см., например, проект TeenSoursing), а юные предприниматели оказываются успешны в бизнесе. Таким образом, совсем молодые люди начинают оказывать гораздо большее влияние на массовую культуру и экономику.
Литература
  1. Асмолов, Г. А. и др. (2020a). Сканирование горизонтов: роль информационных технологий в будущем гражданского общества. Москва: Когито-центр.
  2. Асмолов, Г. А. (2020b). Кто стоит у штурвала: борьба за волонтеров. Получено отсюда.
  3. Асфари, Ж. (2017). Карта лидеров инноваций в образовании. АНО Центр содействия инновациям в образовании «Соль».
  4. Брафман, О., Бекстрем, Р. А. (2003). Морская звезда и паук. Неудержимая сила организаций без лидеров. BestBusinessBooks.
  5. Ведомости. (2019). Как подростки добиваются успеха в бизнесе? Получено отсюда.
  6. Геннеп, А. (1999). Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. Москва: Восточная литература.
  7. Гусельцева, М. С. (2020). «Жизненное пространство» в контексте психологии повседневности. Получено отсюда.
  8. Леви-Стросс, К. (2016). Узнавать других. Антропология и проблемы современности. Москва: Текст.
  9. Левин, К. (2000). Разрешение социальных конфликтов. СПб: Речь.
  10. Торберт, Б. (2019). Исследование действием. Лидерство на острие настоящего. Москва: Манн, Иванов и Фербер.
  11. Юдин, Г. Б. (2019). Два стиля. https://www.ipg-journal.io/mnenie/dva-stilja-881/.
  12. Harre, R., Marsh, P., & Rosser, E. (2005). The rules of disorder. Taylor & Francis e-Library.
  13. Lewin, K. (1946). Action research and minority problems. Journal of social issues, 2(4), 34−46.
  14. TeenSoursing. (n.d.). https://www.teensourcing.ru
Invisible leaders of the networked world. Digital Citizens start and win
Alexander G. ASMOLOV
Doctor of Psychology, Professor, Member of the Russian Academy of Education, Head of the Department of Personality Psychology, Faculty of Psychology, Moscow State University. M.V. Lomonosov. Director for Humanitarian Policy of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (82, Vernadsky Ave., Moscow, 119 571, Russian Federation).
Evgeny N. IVAKHNENKO
Dr. Sci. (Philosophy), Deputy Director of the School of Anthropology of the Future, RANEPA, Prof., Lomonosov Moscow State University (27, Lomonosovsky prosp., Moscow, 119 991, Russian Federation).
Timofey A. NESTIK
Sc.D. (psychology), leading researcher, the School of Anthropology of Future, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; head of the laboratory of the social and economics psychology, Institute of Psychology, RAS (13−1, Yaroslavskaya str., Moscow, 129 366).
Galina V. SOLDATOVA
Sc.D. (psychology), Chief Researcher of the Federal Institute for the Development of Education, RANEPA, Professor of the Faculty of Psychology, Moscow State University. Lomonosov (27, Lomonosovsky prosp., Moscow, 119 991, Russian Federation).
Abstract
Here are fragments of the report "Invisible Leaders of the Networked World: Digital Citizens start and win" on the project "Youth Leadership Potential as a resource for social development". The researchers focused on potential latent leadership in the context of self-organization of complex systems.

Keywords: leader, potential leadership, network communication, digital socialization.
References
  1. Аsmolov, G. A., et al. (2020a). Scanning the horizon: the role of information technology in the future of civil society. Моscow: Kogito-centr. (In Russian).
  2. Аsmolov, G. A. (2020b). Who is at the helm: the fight for volunteers. Retrieved from link (In Russian).
  3. Asfari, J. (2017). Map of innovation leaders in education. Sol’ANO Center for Promoting Innovation in Education. (In Russian).
  4. Brafman, О., Bekstrem, R. А. (2003). The Starfish and the Spider: The Unstoppable Power of Leaderless Organizations. BestBusinessBooks. (In Russian).
  5. Vedomosti. (2019). How do teenagers succeed in business? Retrieved from link. (In Russian).
  6. Gennep, А. (1999). The Rites of Passage. Москва: Восточная литература. (In Russian).
  7. Guseltseva, М. S. (2020). "Living space" in the context of the psychology of everyday life. Retrieved from link. (In Russian).
  8. Lévi-Strauss, C. (2016). Anthropology in the face of the problems of the modern world. Moscow: Tekst. (In Russian).
  9. Lewin, K. (2000). Resolving social conflicts. Saint Petersburg: Rech. (In Russian).
  10. Torbert, B. (2019). Action inquiry: the secret of timely and transforming leadership Мoscow: Mann, Ivanov, & Ferber. (In Russian).
  11. Yudin, G. B. (2019). Two styles. https://www.ipg-journal.io/mnenie/dva-stilja-881/. (In Russian).
  12. Harre, R., Marsh, P., & Rosser, E. (2005). The rules of disorder. Taylor & Francis e-Library.
  13. Lewin, K. (1946). Action research and minority problems. Journal of social issues, 2(4), 34−46.
  14. TeenSoursing. (n.d.). https://www.teensourcing.ru
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!